Воднотранспортный комплекс

 

 
На территории области работают 19 стивидорных организаций. Из их числа 15 оперируют генеральными грузами и контейнерами, 1 организация – перевалкой серы и 3 терминала предназначены для перевалки нефти и нефтепродуктов.
Морской транспорт в Астраханской области представлен морскими портами Астрахань и Оля. Суммарная перегрузочная мощность портов Астрахани и Оля – около 10 млн. тонн грузов в год. В настоящее время перевозки по коридору осуществляются, в основном, по транскаспийскому морскому варианту с использованием железнодорожно-водной схемы транспортировки с перевалкой грузов в портах Астраханской области. В структуре перевозок на внутреннем водном транспорте внешнеторговые и транзитные грузы составляют более 65%, а на морском транспорте почти 100%.
Морской порт Астрахань традиционно обслуживает внешнеторговые грузопотоки Российской Федерации, расположен в пределах городской черты, открыт для международного судоходства и включает в себя 16 портовых терминалов.
 
В порту Астрахань ведется реконструкция и строительство терминалов. Инвестиционным проектом реализуемым компаниями ЗАО «Профит» и ОАО «Грузовая компания «Армада» проводится модернизация портового хозяйства, капитальный ремонт техники, оборудования, железнодорожных путей, ведется реконструкция причальных сооружений, выполняется модернизация портальных кранов по увеличению грузоподъемности. В 2008 году было завершено строительство 1 очереди порта, длина причальной стенки увеличилась вдвое и составила 350 м. в 2009 году установлены 4 портальных и 2 козловых кранов различной грузоподъемности. Перерабатывающая способность порта увеличилась в 2 раза и составила 1 млн. тон грузов в год. Общий объем инвестиций составил более 800 млн. рублей. 
ОАО «Астраханский порт» осуществляет реконструкцию контейнерного терминала на грузовом участке «Солянка». По состоянию на 01.01.2009 выполнено свыше 65 % работ. Реализация этого проекта позволит ввести 215 погонных метров причальной стенки, что даст возможность в два раза увеличить складские площади в порту. Общий объем инвестиций 101 млн. руб. 
Морской торговый порт Оля расположен в 100 км южнее г. Астрахани на 67 км Волго-Каспийского канала в районе села Оля и рассматривается как универсальный для перевалки генеральных, контейнерных и автопаромных грузов. 
Развитие Морского торгового порта Оля осуществляется по схеме государственного и частного партнерства в соответствии с утвержденной в 2006 году руководителем Федерального Агентства морского и речного транспорта программой «Развитие Морского торгового порта Оля на 2006-2010гг. по объектам общепортовой инфраструктуры и объектам государственно-частного партнерства». 
В общей сложности на развитие объектов федеральной собственности первого грузового района предусмотрено свыше 3,5 млрд. рублей (1,16 млрд. рублей – в 2009 году). Суммарный объем частных инвестиций составит свыше 1,8 млрд. рублей. 
В настоящее время в порту в круглосуточном режиме работают три причала (причал №1 – под генеральные грузы, причал №2 – автопаромный и причал №3 - контейнерный) общей мощностью около 1 млн. тонн. 
В порту завершено строительство причала №4 ведется строительство причала № 5. Разработан проект контейнерных терминалов №8,9, в июне будут начаты строительные работы. Полное окончание работ по всем объектам I грузового района порта - 2010 год. С завершением строительства первого грузового района перерабатывающая мощность порта составит 4 млн. тонн грузов в год.
 
Дальнейшая программа развития морского торгового порта Оля предусматривает строительство II грузового района. Инвестиционный проект строительства II грузового района включает в себя расширение портовых сооружений порта Оля для приема и обработки контейнерных и генеральных грузов открытого и закрытого хранения, зерногрузов, лесных грузов, навалочных грузов, наливных грузов и сжиженные газы. Портовый комплекс состоит из трех терминалов, общей мощностью 26 млн. тонн, общая количество причалов 46, длина причальной линии 7700 м, в том числе
1.Сухогрузный терминал, грузооборотом 10,0 млн. тонн/год, количество причалов – 25 ед., длина причального фронта – 3800 м. 
2.Паромный терминал со спецпричалами, грузооборотом 4,0 млн. тонн/год, количество причалов – 6 ед., длина причального фронта – 900 м. 
3.Нефтеналивной терминал, грузооборотом 12,0 млн. тонн/год, количество причалов 15 ед., длина причального фронта 3000м. 
4.Нефтеналивной терминал, грузооборотом 12,0 млн. тонн/год, количество причалов 15 ед., длина причального фронта 3000м. 
Средства на проектирование и строительство второго грузового района предусмотрено ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)».