МТК СЕВЕР-ЮГ

 

 
Растущая потребность в межконтинентальных транспортных перевозках республик Азии, стран Индокитая, Ближнего Востока и Европы, конкуренция на рынке международных транспортных услуг заставили рассмотреть новые экономически выгодные варианты транспортных сообщений.
 
 
Принимая во внимание декларации и доклады 2-3 Общеевропейских конференций по транспорту (Крит, март 1994 г.; Хельсинки, июнь 1997 г.) и конференции по транспорту и окружающей среде Европейской экономической комиссии ООН (Вена, ноябрь 1997 г.), международной Евроазиатской конференции по транспорту (Санкт-Петербург, 1998 г.) в качестве приоритетных для развития одобрены девять транспортных коридоров. Из них три общеевропейских транспортных коридора сопрягаются с международным транспортным коридором «Север-Юг».
С МТК «Север-Юг» обеспечивают связь: общеевропейский коридор №3 направлением Киев-Харьков/Днепропетровск – Волгоград - Астрахань/граница Казахстана/граница Азербайджана с отв етвлением на Ростов на Дону – Владикавказ – граница Грузии; общеевропейский коридор №7 направлением река Дунай – Черное море – Азовское море – река Дон – Волго-Донской канал – Каспийское море; общеевропейский коридор №9 направлением Одесса/граница Молдовы – Киев – Москва – Санкт-Петербург.
В связи с изменением геополитической ситуации на юге России значительно возросла роль транзитных перевозок в Каспийском бассейне. Складываются объективные предпосылки к превращению Каспийского моря и прибрежных территорий в важный транзитный центр товарообмена между странами Европы и Азиатского региона.
Речь идет о мощных грузопотоках из Азии в Европу и обратно. И тут водный путь Каспий- Астрахань- Волгоград- Москва - Санкт-Петербург – Европа с ответвлением через Волго-Донской канал на Азово - Черноморский бассейн может и должен привлечь значительную часть этих грузов, являясь коротким, надежным и дешевым маршрутом.
 
 
Транзитный потенциал Каспийского региона является одним из наиболее привлекательных в мировой системе транспортных коридоров. В этой связи на протяжении ряда последних лет активно обсуждался вопрос ответвления международного транспортного коридора № 9 в направлении Москва – Волгоград – Астрахань. Такое решение принято на третьей Общеевропейской конференции по транспорту в Хельсинки в июне 1997 года. Данный вопрос также нашел отражение в концепции государственной транспортной политики, одобренной в 1997 году Правительством России, и реализуется национальной программой «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)».
Интеграция транспорта России в евроазиатскую мировую транспортную систему предусматривает включение ряда отечественных коммуникаций в международные транспортные коридоры, создание сети комбинированных перевозок, стыкующихся с аналогичными зарубежными сетями, что вызывает необходимость приведения ряда участков российской транспортной сети коридора «Север-Юг» в соответствие с едиными евроазиатскими стандартами.
На современном этапе развития транспортных коммуникаций уже все прикаспийские государства проявляют высокую активность в реконструкции имеющихся и строительстве новых портовых сооружений, установлении новых экономических международных связей с целью дополнительного расширения грузопотоков через свои территории. В этой связи и в России выдвигаются новые современные технологические, технические и сервисные требования к обустройству транспортных узлов и коммуникаций, расширению диапазона потенциального партнерства в осуществлении и наращивании грузоперевозок.
12 сентября 2000 года во время работы 2-ой Международной Евроазиатской конференции по транспорту в г.Санкт-Петербурге состоялось подписание Соглашения о международном транспортном коридоре «Север-Юг», участниками которого выступили Россия, Исламская республика Иран и Индия. Позже К Соглашению присоединились Белоруссия, Казахстан, Таджикистан и Султанат Оман, Армения, Азербайджан и Сирия.
Разработка проекта и организация формирования транспортного коридора «Север-Юг» - это программа стратегического партнерства России со странами прикаспийского региона. Коридор «Север-Юг» должен обеспечить доставку грузов из регионов Персидского залива, Индии, Пакистана в иранские порты на Каспии, затем паромами на железнодорожную сеть России, либо судами «река-море» через наши внутренние водные пути в страны Восточной, Центральной Европы и Скандинавии, что в три раза короче, чем перевозка грузов через Суэцкий канал.
 
Соглашение о МТК «Север-Юг» определяет его как совокупность магистральных транспортных коммуникаций и предполагает несколько маршрутов в регионе Каспийского моря: транскаспийский морской вариант, внутренние водные маршруты по Каспийско-Волго-Балтийской системе с ответвлением на Волго-Донской канал и далее через Азов на Черное море, а также сухопутные - железнодорожные и автомобильные.
В связи с формированием международного транспортного коридора «Север-Юг» и ростом грузопотоков значительна роль Астраханского транспортного узла, являющегося ключевым звеном на южном участке коридора, особенно его воднотранспортной составляющей.
В бассейне Каспийского моря постоянно работают около 80 судов под российским флагом. В настоящее время перевозки по коридору осуществляются, в основном, только по транскаспийскому морскому варианту. Действуют автопаромные линии из порта Оля на порт Энзели (Иран) и на порт Туркменбаши (Туркменистан).
Астраханский транспортный узел – это вполне сложившийся комплекс, сочетающий географические преимущества, развитую промышленно-экономическую зону, удобные транспортные подходы, необходимые людские ресурсы. Сформировавшийся на пересечении древних торговых сообщений в устье величайшей реки Европы Астраханский транспортный узел является вполне обустроенным пунктом для обслуживания и перевалки масштабных транзитных грузопотоков.
Традиционными стали дружественные отношения Астрахани с Ираном, по территории которого уже осуществляются транзитные перевозки контейнеров. В течение последних лет между Астраханской областью и провинциями Исламской Республики Иран Гиляном и Мазандараном заключены и успешно выполняются соглашения о торгово-экономическом и культурном сотрудничестве, в частности, в области осуществления совместных транспортных перевозок.
С февраля 2001 года в Астрахани эффективно действует генеральное консульство Исламской Республики Иран, предпринимающие активные усилия по развитию МТК «Север-Юг». Это первое консульское представительство Ирана на территории Российской Федерации.
12 марта 2002 года Президентом Российской Федерации В.В.Путиным подписан Федеральный Закон «О ратификации Соглашения о международном транспортном коридоре «Север-Юг» №24-ФЗ. Ратификация Соглашения окончательно утвердила существование коридора и определила перспективу его развития. Точкой роста в Астраханской области для МТК «Север-Юг» является морской торговый порт Оля. Завершение строительства объектов первого грузового района порта Оля запланировано до 2010 года. С выхода I гр. района порта на проектную мощность новый импульс получат международные грузоперевозки в рамках МТК «Север-Юг».